Транспортировка столового винограда

Транспортабельность, или способность винограда переносить в той или иной мере длительные перевозки, зависит от биологических и технологических особенностей сорта. Высокой транспортабельностью отличаются сорта Шабаш, Ташлы, Асма черная, Каталон зимний, Нимранг, Тайфи розовый, Кара­бурну, Молдавский черный, Агадаи, Красавица Цегледа, Альфонс Лавалле.

Сорта Чауш, Шасла, Тербаш, Кара узюм, Ранний ВИРа и др. имеют среднюю транспортабельность. Сорта Мадлен Анжевин, Жемчуг Саба, Халили белый, Кишмиш черный, Черный крымский малотранспортабельны; их надо отправлять самолетами или реализовать на месте.

Выращивание столового винограда, пригодного для далеких перевозок, является одним из важнейших зада­ний современного виноградарства. Решающую роль в по­лучении высокотранспортабельных ягод имеют почвенно-климатические условия и высокий уровень агротехни­ки. Наиболее транспортабельными являются грозди, выращенные при уменьшенной нагрузке и сравнительнокороткой обрезке кустов с высотой штамба 40—60 см и умеренном орошении. Чрезмерное орошение и пере­грузка урожаем снижают транспортабельность вино­града.

Перевозка по железной дороге. К желез­нодорожным станциям виноград доставляют специаль­но оборудованным автомобильным транспортом, причем ящики в кузов автомашины загружают с таким расчетом, чтобы они не передвигались во время движения и чрез­мерно не давили друг на друга. Сверху их накрывают брезентом. Высота загрузки — 6—7 рядов.

На станции отправления виноград из автомашины пе­регружают непосредственно в вагоны или под навесы в пакгаузы, где ящики устанавливают в штабеля по сортам и срокам поступления. Оставлять его до погрузки в ва­гоны под открытым небом нельзя. Под действием прямых солнечных лучей, ветра, пыли и осадков качество ягод ухудшается, увеличиваются потери, ускоряется порча гроздей в дороге. Хозяйства, которые ежедневно отгру­жают много винограда, на пристанционных площадках строят холодильники, предназначенные для предвари­тельного охлаждения, а также временного и длительного хранения продукции.

Для дальних перевозок больших партий винограда наиболее целесообразно использовать поезда с машин­ным охлаждением. Для отправки небольших партий при­годны вагоны-ледники. Использование товарных крытых вагонов можно допускать только при комплектовании маршрутных поездов, находящихся в дороге не более 2—3 суток. Однако надо иметь в виду, что перевозка ви­нограда в обычных вагонах связана с довольно больши­ми потерями. Поезда с машинным охлаждением проходят расстояние из южной части Украины до Москвы за 3— 4 суток и с технологической точки зрения являются наи­более удобными. Их целесообразно использовать не­скольким хозяйствам на коллективных началах для до­ставки винограда в Ленинград, Москву и другие города, где имеется возможность в короткий срок реализовать большое количество продукции.

Перевозка винограда в ледниках требует системати­ческой догрузки льда в дороге. Это затягивает сроки пе­ревозок, поэтому даже при наличии запасного льда от­ходы часто превышают допустимые нормы.

При железнодорожных перевозках особенно важное значение имеет предварительное охлаждение винограда перед погрузкой его в вагоны. При погрузке его в кры­тые товарные вагоны охлаждение применять нельзя. В этом случае неминуемо произойдет запотевание гроз­дей, а значит и их порча. На железнодорожных станци­ях, где нет пунктов для предварительного охлаждения винограда, надо максимально использовать природное снижение температуры ночью. Виноград, загруженный в вагоны после охлаждения под навесом на протяжении ночи, имеет значительно меньше отходов, чем отправлен­ный непосредственно с плантаций. Однако таким спосо­бом охлажденный виноград надо обязательно загружать в вагоны в ранние часы.

В вагоне ящики с виноградом располагают на рас­стоянии 2—4 см от боковых стен и 20—25 см — от торце­вых. Для придания штабелю необходимой устойчивости к торцевым стенам прикрепляют специальные упоры из отходов лесоматериалов. Они состоят из вертикальных деревянных реек толщиной 20 см и вышиной до 2 м брусьев, прибитых к ним горизонтально через каждые 40—50 см. В меру заполнения вагона проводят расклини­вание штабеля для предупреждения его сдвига к боко­вым стенам. В высоту ящики устанавливают так, чтобы между их верхним рядом и потоком вагона оставалось не менее 50 см вентиляционного простора. Кроме того, между дверьми остается незагруженным промежуток ши­риной 30—70 см, в котором проводится крепление штабе­ля специальными распорками.

Перевозка автомобильным транспор­том. По сравнению с железнодорожным этот вид транс­порта имеет ряд преимуществ. Во-первых, продукция без каких-либо перегрузок поступает непосредственно с плантации к потребителю, во-вторых, сроки пребывания ее в пути сокращаются в 3—4 раза. Важное значение имеет также то, что с момента уборки до сдачи в магазин ви­ноград находится под непосредственным контролем поставщика и лично сдается потребителю. Во время же перевозок железной дорогой за состояние продукции практически никто не отвечает. Поскольку сдача вино­града при автоперевозках осуществляется представителем хозяйства, исключаются юридические недоразуме­ния при этом. Кроме того, машинами можно отгружать любые по объему партии продукции.

КСХИ совместно с «Коктебель» изучал усло­вия транспортировки наиболее стойкого сорта Шабаш разными видами автотранспорта. Выявилось, что все типы автомобильного транспорта пригодны для перевоз­ки винограда. Лучшие результаты получены в автореф­рижераторах. Однако за время нахождения в пути (65— 68 часов) виноград в них практически успевает лишь охладиться до нужной температуры. При отсутствии автомашин с искусственным охлаждением виноград мож­но перевозить на расстояние до 2000 км и в обычных ма­шинах. В проведенных опытных перевозках на всех видах неохлаждаемого автотранспорта потери не превышали 2,5%. При этом лучшие результаты были получены при использовании автомашин с кузовом, приспособленным для перевозки панелей.

Достаточно удовлетворительные результаты дает при­менение автоприцепов. При транспортировке всеми тапами неохлаждаемых машин природные потери винограда составляли в среднем 1,3%, а в авторефрижераторе— 0,2%.

Существенным недостатком доставки винограда авто­машинами является высокая стоимость. Однако с учетом потерь этот транспорт оказывается более выгодным по сравнению с железнодорожным. При автоперевозках не­обходимо учитывать следующее. Перевозку винограда грузовыми автомобилями без специальных кузовов мож­но проводить только при температуре воздуха на всем пути не ниже —1°. Учитывая недостаточную прочность ящиков, высота загрузки ящиками-лотками не должна превышать семь, а закрытой тарой — девять рядов. При использовании лотков на верхний ряд надо ставить пустые стандартные ящики или забивать каждый верхний ящик тремя дощечками, после этого укрывать кузов брезентом: непосредственное укрытие брезентом ящиков с виногра­дом приведет к порче гроздей. Загрузку ящиков в кузов необходимо проводить с таким расчетом, чтобы они не передвигались в пути и чрезмерно не давили друг на дру­га; в то же время очень плотная укладка приводит к раздавливанию тары во время движения.

Перевозка винограда в изотермических кузовах ма­шин возможна в любое время года и не требует укрывки. Требования к упаковке тары при этом такие же, как и в кузовах без специального оборудования.

Авиаперевозки. Воздушный транспорт — идеа­льный с точки зрения сокращения времени пребывания груза в дороге. Однако применение его для перевозок винограда крайне ограничено из-за высокой их стоимости. Поэтому только ранние сорта винограда можно пере­возить самолетами без убытков для хозяйства. Перевоз­ка самолетами всех других сортов малорентабельна. Только при отгрузке большой партии винограда (не ме­нее 150—200 т) и при условии оплаты перевозок по льгот­ному тарифу доставка винограда самолетами в отдален­ные районы является рентабельной.

инженерно геологические изыскания фундамента тут


Возможно, Вас так же заинтересует:
Статистика