Оросительная и дорожная сеть

С направлением рядов ви­ноградных насаждений тесно связана оросительная сеть на винограднике. Вся система орошения состоит из постоянной оросительной сети и временной.

Постоянными являются: а) магистральные каналы (они подают воду из источника орошения к поливным зем­лям);

б) распределительные каналы—межхозяйственные и уча­стковые.

К временной оросительной сети относятся: а) ороситель­ные каналы; б) выводные, или вспомогательные, борозды; в) поливные борозды и полосы.

Густота временной оросительной сети зависит от рельефа местности, водопроницаемости почв и характера размещения насаждений на территории орошаемого виноградника. В свя­зи с этим длина оросительных каналов может быть от 500 до 1000 м, (выводных борозд — от 100 до 200 м, поливных бо­розд от 50 до 100 м и более.

В соответствии с указанной дли­ной оросительных каналов расстояния между участковыми распределительными каналами также должны быть от 500 до 1000 м, а размеры поливных участков под виноградниками могут быть от 50 до 100 га. Если хозяйство имеет небольшой виноградник (менее 50 га), целесообразно остальную пло­щадь поливного участка занимать другими поливными куль­турами, не уменьшая его.

Временные оросители можно располагать поперек или вдоль рядов виноградных насаждений. При поперечном рас­положении вода из временных оросителей подается непосред­ственно в поливные борозды.

При этом водовыпуски на рас­пределительном канале для временных оросителей следует устраивать против межклеточных дорог (через каждые 100 м), по которым должны проходить временные оросители. Если расположение временных оросителей продольное, полив ведется при помощи выводных борозд, подающих воду в по­ливные борозды.

При продольном расположении вре­менные оросители могут быть превращены в постоянные, так как они не разрушаются при междурядной обработке вино­градников. Выводные борозды устраивают иногда и при попе­речном расположении временных оросителей, чтобы умень­шить силу тока воды при больших уклонах местности (боль­ше 0,005).

Наилучший уклон для временных оросителей 0,5, а для по­ливных борозд 0,2 м на 100 м. Для этого на ровной местности, чтобы обеспечить ток воды в нужном направлении, времен­ные оросители в головной их части располагают в насыпях, на подушках.

На местности со спокойным рельефом (при уклонах не более 0,005) временные оросители располагают под прямым углом к горизонталям. Если уклон местности больше 0,005, временные оросители следует нарезать под острым углом к горизонталям, так как большие уклоны затрудняют полив и обусловливают неравномерное увлажнение и смыв почвы. Вместе с тем величина острого угла должна быть не менее 60°, так как на более острых углах тракторному агрегату неудобно заезжать в междурядья виноградника.

При разнообразном направлении склонов временную оро­сительную сеть, как и ряды виноградных насаждений, нужно размещать в строгом соответствии с рельефом каждого уча­стка.

В большинстве районов организацию оросительной сети предусматривают, как правило, без сбросов воды. Однако на почвах засоленных или с близким уровнем грунтовых вод, во избежание дальнейшего засоления и заболачивания почв (на­пример, в пойме Кумы, в низовьях Терека), необходимо орга­низовать устройство сбросной сети (в конце временных ороси­телей).

В некоторых виноградарских хозяйствах еще сохранилась старая оросительная сеть с постоянными оросите­лями и со старыми способами полива в большинстве случаев по «тахтам», или затоплением. Переход от старой системы орошения к новой, с временными оросителями, связан преж­де всего с реконструкцией старых виноградников — расширением междурядий, прореживанием или подсадкой насажде­ний, удлинением и выпрямлением рядов, а также с переустрой­ством оросительной сети (ликвидация постоянных оросителей и замена их временными).

Дорожная сеть на винограднике должна обеспечивать сво­бодное движение автомашин, разворот машин и орудий на тракторной тяге. На окаймляющих и межквартальных доро­гах ширина проезжей части дорог должна быть 7 м, а на межклеточных дорогах — 5 м.

Кроме того, с каждой стороны межклеточной дороги следует оставлять пространство шириной до одного метра для установки краевых столбов или укладки якорей шпалеры. Если дороги проходят вдоль каналов, то ширина проезжей части (соответственно увеличивается, а меж­ду бровкой канала и дорогой нужно оставлять защитную по­лосу в 0,5 м).

Дорожная сеть, как и оросительная, должна быть намечена с учетом размещения защитных лесных полос на виноградинке.



Возможно, Вас так же заинтересует:
Статистика